Календарь поздравлений ↓
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Популярные стенгазеты ↓
Сценарий Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы
| 20.04.2012, 14:26 |
1-й ведущий: Андрей Дементьев Еще одной звезды не стало. И свет погас. Возьму упавшую гитару, Спою для вас. Слова грустны. Мотив не весел, В одну струну. Но жизнь, расставшуюся с песней, Я помяну. И снова слышен хриплый голос. Он в нас поет. Немало судеб укололось О голос тот. И над душой - что в синем небе - Не властна смерть. Ах, черный лебедь, хриплый лебедь, Мне так не спеть. Восходят ленты к нам и снимки, Грустит мотив. На черном озере пластинки Вновь лебедь жив... 2-й ведущий: Я московский озорной гуляка, По всему тверскому околотку, В переулках каждая собака Знает мою легкую походку.
Эти стихи Есенина. Их часто сравнивают, Есенина и Высоцкого. Особенно теперь, после ранней смерти второго. Но, мне кажется, здесь все непохоже, хоть у обоих есть и известность, и слава, и народная любовь. Нет, Есенин представляется в сравнении с Высоцким изысканным и почти рафинированным поэтом. Есенина ругали, но издавали, били, но не унижали, в общем, не молчали, не делали вид, что такого поэта вообще нет. Но мы не будем сегодня сравнивать. А просто вспомним с любовью и болью, ибо 25 января 2002 года В.С.Высоцкому исполнилось бы 64 года.
1-й ведущий: Талант Высоцкого-художника был многогранным. Актер, поэт, композитор, певец, гитарист... В наш век узкой специализации он проявил высокий профессионализм в целом ряде областей искусства и литературы. Он объединил их в одно целое, как это было в древности. 2-й ведущий: Дело, которому посвятил себя Высоцкий, способно пережить превратности судьбы, преодолеть застой, рутину, даже смерть. И все же как стремительно, как незаметно пролетело 22 года со дня смерти Высоцкого! И как внезапно изменилась обстановка в макросфере всей страны! Еще вчера мы жаловались на трудности доступа к рукописям Высоцкого, не публиковавшимся даже после его смерти, а сейчас мы не можем уследить за всеми публикациями его произведений, воспоминаний о нем. 1-й ведущий: Кинорежиссер Алексей Герман рассказывает о случайной встрече с Высоцким в поезде: "Работать хочется, - говорил тогда Высоцкий, - вкалывать, а тут тебя вдалбливают в какую-то оппозицию, чуть ли не врагом выставляют". И Герман справедливо ставит вопрос: чем и кому был вреден Высоцкий? Слишком дерзко шутил? Позволял себе смеяться там, где смеяться нельзя? Почему нельзя? Он же не зубоскалил попусту, а воевал с серостью, пошлостью. Со всеми теми проклятыми недостатками, которые он яростно ненавидел, которые больше терпеть нельзя. И с этой точки зрения Высоцкий - полезный, государственный человек. Его надо было беречь, привечать, а не бить!" 2-й ведущий: Трудно, очень трудно будет объяснить грядущим поколениям, почему отвергли Высоцкого, почему о нем умалчивали, почему не утверждали на роли положительных героев. Из интервью Марины Влади: "Сейчас существует тенденция идеализировать Высоцкого. Он необычный человек, но никогда не был святым. Сейчас многие утверждают, что были его друзьями, а ведь пока он был жив, люди, не стоившие его подметки, считали, что народ не должен о нем знать, решали все за других... Но это пройдет, а главное останется". Это суровое, горестное, но справедливое признание. 1-й ведущий: Очень непросто найти верный тон для рассказа об одном из самых сложных для понимания художников современности.
Я при жизни был рослым и стройным, Не боялся ни слова, ни пули И в привычные рамки не лез. Но с тех пор, как считаюсь покойным, Охромили меня и согнули, К пьедесталу прибив Ахиллес. Не стряхнуть мне гранитного мяса И не вытащить из постамента Ахиллесову эту пяту, И железные ребра каркаса Мертво схвачены слоем цемента - Только судороги по хребту. Я хвалился косою саженью Нате, смерьте! Я не знал, что подвергнусь сужению После смерти. Но в привычные рамки я всажен, На спор вбили, А косую неровную сажень Распрямили. Тишина надо мной раскололась, Из динамиков хлынули звуки, С крыш ударил направленный свет, Мой отчаяньем сорванный голос Современные средства науки Превратили в приятный фальцет. Я немел, в покрывало упрятан, - Все там будем! Я орал в то же время кастратом В души людям! Саван сдернули - как я обужен! - Нате, смерьте! Неужели такой я вам нужен После смерти? ("Памятник")
Это пророческие слова. Высоцкий прекрасно знал, как ведут себя люди по отношению к "дорогому покойнику", и позволял себе посмеиваться над нами, предчувствуя, что мы поступим с ним по нашим стереотипам, уверенные, что делаем ему большое одолжение. 2-й ведущий: Становлению не только актера, но и поэта Высоцкого во многом способствовал новаторский, поэтический Театр на Таганке. Но не только театр "строил" Высоцкого - в свою очередь, сам Высоцкий "строил" его своим многогранным и удивительным искусством. Ни одна роль Высоцкого не может идти в сравнение с его Гамлетом. В этой роли сплетаются и осуществляются многие из его сценических поисков. Шекспир написал "Гамлета" трагедией. Трагедией таланта? Невысказанности? Гете сказал про Гамлета, что это дуб, который посажен в цветочный горшок. Конечно, у каждого человека свой Гамлет, свой характер, своя судьба. 1-й ведущий: В "Гамлете" на Таганке были символы и образы вроде бы неясные, словами необъяснимые, но бередящие душу. А Высоцкий очень четко чувствовал и нес эту трагическую ношу. Из интервью с Владимиром Высоцким: "Гамлет - любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываюсь каждый раз на пределе. Иногда, кажется, нет, это в последний раз, больше не выдержу... Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать совершенного человека. Да, может быть, себя. Но какой же это был трудный путь к себе!" Мой Гамлет Я прозревал, глупее с каждым днем, Я прозевал домашние интриги. Не нравился мне век, и люди в нем Не нравились. И я зарылся в книги.
Мой мозг, до знаний жадный, как паук, Все постигал: недвижность и движенье, - Но толка нет от мыслей и наук, Когда повсюду - им опроверженье.
С друзьями детства перетерлась нить. Нить Ариадны оказалась схемой. Я бился над словами - "быть, не быть", Как над неразрешимою дилеммой.
Но вечно, вечно плещет море бед. В него мы стрелы мечем - в сито просо, Отсеивая призрачный ответ От вычурного этого вопроса.
1-й ведущий: В 50-60 гг. у нас в стране вновь расцвела авторская песня под гитару. Авторской песне обязаны мы появлением двух выдающихся мастеров этого жанра, ставших властителями душ всех мыслящих и остро чувствующих людей разных поколений, - Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого. В лирической песне они заговорили так, как никто до них не говорил, - о судьбах народных и человеческих, о войне, о страданиях людей, о смысле жизни, о добре, которое преследует, и о зле, которое торжествует. Их песни не были похожи, как и они сами. Но было в их разных песнях и нечто общее: пронзительность личного чувства, богатство личного опыта. Высоцкий как-то признался, что начал писать песни после того, как услышал Окуджаву. 2-й ведущий: Из воспоминаний Б.Окуджавы: "Он был гораздо моложе меня. Мы были друзьями, несмотря на то, что встречались редко. Просто мы принадлежим к разным поколениям. И потом, у нас разный темперамент. Он был светский человек, актер. Я - домосед, одиночка. Но друг к другу мы относились хорошо. Он - исключительно богатое явление нашей культуры. Он был сатириком с трагическим пафосом. Когда он умер, я написал стихи, из которых получилась песня:
О Володе Высоцком я песню придумать решил - вот еще одному не вернуться домой из похода. Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил, Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа. Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом отправляться и нам по стопам, по его по горячим. Пусть кружит над Москвой охрипший его баритон, ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем... О Володе Высоцком я песню придумать хотел, но дрожала рука, и мотив со стихом не сходился... Белый аист московский на белое небо взлетел, черный аист московский на черную землю спустился...
1-й ведущий: Черты личности Высоцкого, ее оригинальности и неповторимости проявляются и в его исполнительской манере. Здесь он неподражаем. Из воспоминаний Андрея Вознесенского: "Когда он запевал "Чуть помедленнее, кони...", становилось страшно за него. Он бледнел исступленной бледностью, лоб покрывался испариной, вены вздувались на лбу, горло напрягалось, жилы выступали на нем. Казалось, горло вот-вот перервется. Он рвался изо всех сил, изо всех сухожилий". 2-й ведущий: Однако в жизни, в обществе, в компании друзей, когда его не просили петь, он был совсем иной. Говорил тихо, был замкнут и молчалив, редко участвовал в общем разговоре, скромно вел себя на пресс-конференциях в театре. 1-й ведущий: На вопрос, не тяготит ли его популярность, Высоцкий шутливо отвечал, что он ее просто не замечает. Так как он работает с раннего утра до полуночи, у него просто не остается времени ее замечать. 2-й ведущий: Тема смерти занимает значительное место в песенном творчестве В.Высоцкого. Песню "Кони привередливые" Михаил Ульянов назвал провидческой.
Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю!.. Что-то воздуху мне мало: ветер пью, туман глотаю... Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Вы тугую не слушайте плеть. Что-то кони мне попались привередливые... И дожить не успел, мне допеть не успеть.
Я коней напою, я куплет допою, - Хоть мгновенье еще постою на краю...
Сгину я - меня пушинкой ураган сметет с ладони, И в санях меня галопом повлекут по снегу утром, - Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони, Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!
Мы успели: в гости к Богу не бывает опозданий. Что ж там ангелы поют такими злыми голосами?! Или это колокольчик весь зашелся от рыданий, или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?!
Это стихотворение Высоцкого содержит предчувствие недалекой смерти и воспринимается как предсмертное; как прощание с родными и друзьями. Конечно, в наши дни ни один автор не может пройти мимо мысли о неизбежном: "Если бы я знал, что будет со мной через 10 лет, наверно, мне было бы неинтересно жить дальше", - как-то сказал Высоцкий. Он не знал, что ожидало его через 10 дней. Но строил планы, брал на себя обязательства, увлекался новыми творческими задачами. И так до последнего дня.
1-й ведущий: 100 000 дорог позади - Далеко, далеко, далеко. А что там еще впереди? Дорога, дорога, дорога. Ты сердце свое успокой - Напрасна, напрасна тревога. У нас просто адрес такой: Дорога, дорога, дорога. Я выйду живым из огня, А если погибну до срока, Останется после меня Дорога, дорога, дорога.
2-й ведущий: Из книги Марины Влади "Владимир, или Прерванный полет". "В комнате с закрытыми окнами лежит твое тело. Ты одет в черный свитер и черные брюки. Волосы зачесаны назад, лоб открыт, лицо застыло в напряженном, почти сердитом выражении. Длинные белые руки вяло сложены на груди. Лишь в них видится покой. Я одна с тобой, я говорю с тобой, я прикасаюсь к твоему лицу, рукам, я долго плачу. "Больше никогда" - эти два слова душат меня. Гнев сжимает мое сердце. Как могли исчезнуть столько таланта, щедрости, силы? Почему это тело неподвижно? Как и ты, я не верю в жизнь на том свете. Как и ты, я знаю - все заканчивается с последней судорогой, что мы больше никогда не увидимся. Я ненавижу эту уверенность. Я провожу ночь, сидя у тебя в изголовье. Будущее для меня кончилось".
1-й ведущий: Андрей Дементьев Все будет так же после нас, А нас не будет. Когда нам жизнь сполна воздаст, У мира не убудет. По небу скатится звезда Слезой горячей. И не останется следа, Обычный случай. Я вроде смерти не боюсь, Хотя нелепо Порвать загадочный союз Земли и неба. Пусть даже ниточкой одной, Едва заметной, Став одинокой тишиной Над рощей летней, Негромкой песней у огня, Слезою поздней... Но так же было до меня. И будет после. И все ж расстаться нелегко Со всем, что было. И с тем, Что радостно влекло И что постыло. Но кто-то выйдет в первый раз Вновь на дорогу, И листья сбросит старый вяз У наших окон. Все будет так же после нас. И слава Богу
|
Категория: Другие праздники
|
Просмотров: 2848 | Загрузок: 0
| Комментарии: 7
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Наш опрос |
|
|
|
Новое на сайте |
|
|
|
Топ смс |
|
|
|
Случайный плакат |
|
|
|